Школьный музей "Страницы истории родного края и школы"

По страницам нашей истории…

                    Давнюю историю имеет наше поселение, наш родимый край, расположенный на самой восточной окраине донской земли. В середине ХΙХ века в глухом захолустье царской России, в  дикой калмыцкой степи вырастали сёла, ставшие своеобразными вехами по старинному   почтовому и гужевому тракту от Царицына до Ставрополя Кавказского. Дикое поле – под таким названием вошли наши места в учебники истории. Оно помнит сарматов и скифов, хазаров и половцев, другие племена кочевников, которых всегда привлекали обширные степные пространства, сравнительно мягкий климат, а значит, возможность выращивать скот.

                Указом императора от 31 декабря 1846 года на Царицынско-Ставропольском тракте полагалось основать около двух десятков станиц для охраны важного пути снабжения русской армии во время Кавказской войны. Кроме этого царское правительство решило помочь кочевому народу – калмыкам, пришедшим сюда и попросившим русского подданства в 17 веке, организовать оседлую жизнь. Предполагалось на базе этих станиц и окружающих их хуторов создать Степновское казачье войско, но затем, в связи с окончанием войны на Кавказе, присоединения Закавказья, станицы были преобразованы в крестьянские земледельческие сёла. Но бывшие земледельцы, выходцы из плодородных территорий, столкнулись здесь с большими проблемами, солончаки не позволяли получать высоких урожаев. И крестьяне, глядя на своих кочевых соседей – калмыков, стали всё больше   уделять внимания животноводству. По статистическим данным Астраханской губернской канцелярии в 70-90 годах 19 века бедняком считали жителя, имевшего в своём хозяйстве менее 5 коров, 2 лошадей и 30 овец. Середняки представляли собой более 50 процентов населения. На каждый двор приходилось не менее 20 голов КРС, 4 лошади, 1-2 пары быков, 300 овец.Были здесь и своего рода магнаты калмыцкой степи. По всей округе ходили слухи о невиданных богатствах торговцев и коннозаводчиков Якунина, Чекалова, Маклаговского, Николаенко.

Интересные сведения имеются и о том, почему станица получила название Крестовая. Одни утверждают, что селение находилось на перекрёстке двух трактов - Царицынско-Ставропольского и Воровского. Вот отсюда и название. Другие утверждают, что в Крестовом была очень большая и красивая церковь, звон её колоколов разносился за многие десятки километров окрест, издалека виднелись большие, золотом отливающие кресты. Люди, подъезжающие к станице, говорили: "Вот и кресты появились, скоро отдохнём".

Следующая версия такова. В те далёкие времена по степи кочевали многочисленные обозы чумаков, так называли украинцев, которые на волах перевозили различные грузы. Так, в центре села возле моста через балку  был похоронен один из чумаков, а на его могиле был поставлен огромный железный крест. Все тогдашние путешественники говорили, вот, мол, доедем до Креста, помолимся, отдохнём и поедем дальше .

И ещё одна оригинальная версия. Из архивов: "…селение Крестовое (Кириста) было основано в 1847 году при балке Кириста, которая расходится крестообразно, поэтому селение получили название Крестовое"…

Заселение нынешних земель проходило в основном из южных областей России: Воронежской, Курской, Белгородской, а также малороссийских, где в прошлом проживали запорожские казаки, - Екатеринославской и Полтавской областей.

К концу 19 века население села Крестового было в основном украинским, а в крестьянской общине была построена та знаменитая на всю округу церковь Николая Угодника. Но в период Советской власти,  начале 20 века в период Столыпинской реформы, новая группа переселенцев из Центральной России, сделала наше село обрусевшим.  В подтверждение этого говорят и   фамилии наших старожилов: Поповы, Бугаковы, Винниковы, Богдановы, Стасенко, Гаврильченко, Сазоновы, Голубевы, Кочергины, Бербенцевы, Репкины, Чернухины. А Лахно, Радачинские, Гайворонские, Неберикутины, Пипенко, Ивенко, Лысенко - распространённые фамилии в восточных регионах современной Украины.

Село Крестовое становится центром большой волости, в которую входили селения Кормовое, Приютное, Ремонтное, Улан-Урге, Булгун-Сала, Киша, Шандаста, Элиста, Кюрульта. В Крестовом находился и попечитель по управлению калмыцким народом.

Первые поселенцы, прибывшие в станицу Крестовую, на самом высоком месте поселения поставили православный крест, через несколько лет - маленькую часовню, а в конце 60-х годов 19 века и церковь. В начале 20-го века, в 1906-1908 годах под руководством местного мастера плотницких дел Романа Савченко и на средства крестьянской общины была построена та знаменитая на всю округу церковь Николая Угодника. Но в период Советской власти, во времена гонений  на религию, церковь была закрыта и превращена в клуб. А когда в начале 60-ч годов 20 века был открыт новый Дворец культуры, здание бывшей церкви определили на слом.       Хочу такой сайт

                Первая школа в Крестовом появилась в конце 50-х годов 19 века.

Это было трёхклассное учебное заведение, где в одной комнате сидели и обучались дети 1-3 классов. После революции 1917 года в селе уже было три школы: вышеупомянутая, церковно-приходская и четырёхклассная начальная школа, здание которой было построено в конце 19 века. В 1936 году в селе была открыта семилетка, а в 1957 году состоялся первый выпуск средней школы.

Сложные процессы проходили в селе Крестовом, как и по всей стране в период гражданской войны. Часть селян приняла сторону большевиков, часть белых, а большинство населения было нейтральным. Они объединились в отряды самообороны и защищали свои земли, хозяйства, семью от посягательств и тех и других, а в основном    против разного рода банд, которых было в то время очень много в калмыцкой степи.

                                      Особую печать на жизнь жителей нашего села наложила коллективизация, когда рушился вековой устой крестьянской жизни. Десятки семей были отправлены на Урал, в Сибирь за то, что не согласились вступить в колхозы. В период коллективизации на территории Крестовского сельского совета, как грибы после дождя, появились коммуны, колхозы, совхозы - "Сальская степь", "Луч коммунизма", "Красное знамя", имени Богданова, "Труд", "Седьмой партсъезд". В период голода 1932-33 годов они ушли на Кубань и там растворились в местных хозяйствах. А вернувшиеся и оставшиеся на месте в 1934 году создали два колхоза - имени Ворошилова и имени Шмидта. А чуть ранее, в 1931 году был организован колхоз имени Анацкого, который является прародителем нынешнего племзавода колхоза "Первомайский".

                             Великая Отечественная война… Всё дальше от нас уходит то время, когда в годину испытаний проявился великий и несгибаемый дух нашего народа. Вместе с советским народом жители затерянного в калмыцкой степи села Крестового внесли достойную лепту в нашу общую победу. Сотни односельчан сражались на фронтах, более 300 из них погибли в бою и больше никогда не увидели своих родных и степь с запахом чабреца и полыни. Заменив мужчин, на полях колхоза работали женщины, старики, подростки. Рыдая над похоронками, глядя на голодных детей, недоедая, в дождь и в мороз, надрывая свои силы, помогали они нашим воинам одержать победу над страшным врагом. А затем, вместе с вернувшимися с фронта мужчинами, поднимали хозяйства. О роли женщин в годы Великой Отечественной войны говорят цифры: на 1 января 1944 года в колхозе имени Анацкого числилось 462 женщины и 36 мужчин.

                           Но жизнь продолжалась, не смотря ни на что. В августе 1949 года село Кресты переименовали в село Первомайское, а Крестовский сельский совет - в Первомайский. Спустя 10 лет, в результате укрупнения мелких хозяйств, родился новый колхоз "Первомайский". Благодаря его деятельности связан расцвет села в 50-60-е годы. Именно в основном за счёт местного колхоза и при его прямом участии отстраивалось Первомайское, возводя объекты соцкультбыта, одевая в асфальт сельские дороги.  В селе были возведены: Дворец культуры, спортивный комплекс, средняя школа, участковая больница, здание колхозной конторы, кафе, торговый центр, здание детского сада на 140 мест, гранитный мемориал в честь наших односельчан, погибших в гражданскую и Великую Отечественную войны.

                            Село Первомайское - наша Родина, наш дом.Бескрайние ковыльные степи, редко изрезанные лесозащитными полосами и дурманящий запах чабреца и полыни, ровные хлебные поля, отары овец, передвигающиеся по пастбищам…

Как не любить нам эту землю, наш край? Здесь мы родились, здесь выросли, здесь родились и наши  дети, внуки. Всё это наше родное и незыблемое. Без всего этого святого и драгоценного не может жить человек, ибо всё это частичка нашей души. Нам дорого всё, что связано с нашей малой родиной, и мы сделаем всё, чтобы она расцветала и хорошела, как тюльпаны в весенней степи. 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».