РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № _1__ от «_29__»_08___ 2019г УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ И.Ф.Репкин Приказ № _89__ от «__29_»___08__ 2019г Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Первомайской средней школы 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Программы формирования УУД, основной образовательной программы среднего общего образования. 1.2. Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СОО. 1.3. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта. 1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.5. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования ФГОС СОО. 1.6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО. 1.7. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). 1.8. Проект может быть только индивидуальным. 1.9. Индивидуальный проект выполняется в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (1 час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе). 1.10. Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему(ы) индивидуального(ых) проекта(ов), приняв решение о количестве выполняемых проектов и сроке их (его) выполнения. Возможны следующие варианты: 1) В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе. 2) В течение двух лет ученик выполняет два индивидуальных проекта, каждый из которых представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта в конце 10 класса и 11 класса соответственно. 1.11. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем проекта. 1.12. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего. 1.13. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 1.14. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. 1.15. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету. 1.16. Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании. 1.17. В каждом структурном подразделении назначается координатор проектной деятельности 2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта 2.1. Для обучающихся: Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области. 2.2. Для педагогов: Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.3 Задачами выполнения проекта являются: 2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать). 2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления. 2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Возможные типы работ и формы их представления 3.1. Типы проектов: исследовательский, прикладной (практико-ориентированный), информационный, творческий, социальный, конструкторский, инженерный. Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т.д. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д. Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации по какой ни будь актуальной социально-значимой тематике. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 3.2. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. 4. Требования к содержанию, оформлению и защите проекта 4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. 4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится: папка с содержанием индивидуального проекта, продукт проектной деятельности, презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите, отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости). 4.3.3. Рекомендуемый план выступления на защите проекта Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить руководителя). Тема проекта, сроки работы над проектом. Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?». Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии). Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?». Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать. Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?». Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом (если работа рассчитана на 2 года). 4.3.4. Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 5. Этапы и примерные сроки работы над проектом: 5.1. Двухгодичный индивидуальный проект: Примерный срок выполнения сентябрь октябрь октябрь-ноябрь ноябрь декабрь январь январь-февраль март март – начало апреля апрель май Этап работы Определение научной (предметной) сферы, темы проекта (исследования). Выбор научного руководителя Постановка цели и задач проекта (исследования) 1-го и 2-го года работы. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения. Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации. Описание теоретической части проекта (исследования). Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы Описание опытно-экспериментальной части. Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач 1-года работы над проектом. Написание заключения. Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления. Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации. Защита промежуточного результата работы над проектом на школьной конференции Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Корректировка задач 2-го года работы. сентябрь-октябрь ноябрь конец ноября декабрь Работа над проектом по решению задач, поставленных на 2-й год. Корректировка текста работы. Оформление приложений, таблиц, иллюстраций. Написание заключения. Окончательное оформление работы. Сдача работы научному Руководителю на проверку. Защита завершенного проекта на школьной конференции. Общая оценка проектной (исследовательской) работы. 5.2. Одногодичный индивидуальный проект Примерный срок выполнения сентябрь октябрь октябрь-ноябрь ноябрь декабрь январь январь-февраль март март апрель май июнь сентябрь октябрь Этап работы Определение научной (предметной) сферы, темы проекта (исследования). Выбор научного руководителя Постановка цели и задач проекта (исследования) Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения. Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации. Описание теоретической части проекта (исследования). Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы Описание опытно-экспериментальной части. Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач. Написание заключения. Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления. Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации. Защита завершённого проекта на школьной конференции. Отметка за первый проект. Определение научной (предметной) сферы, темы второго проекта (исследования). Выбор научного руководителя. Постановка цели и задач проекта (исследования). Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения. Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). Чтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор информации. Описание теоретической части проекта (исследования). Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы. Описание опытно-экспериментальной части. Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач проекта. Написание заключения. Формирование общего текста ноябрь конец ноября декабрь исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку. Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Окончательное оформление работы. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации. Защита завершенного проекта на школьной конференции. Общая оценка проектной (исследовательской) работы. 6. Критерии оценивания индивидуального проекта 6.1. В соответствии с требованиями ФГОС результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: 1. Сформированность навыков 1.1. коммуникативной деятельности, 1.2. учебно-исследовательской деятельности, 1.3. критического мышления. 2. Способность к 2.1. инновационной деятельности, 2.2. аналитической деятельности, 2.3. творческой деятельности, 2.4. интеллектуальной деятельности. 3. Способность 3.1. постановки цели и формулирования гипотезы исследования, 3.2. планирования работы, 3.3. отбора и интерпретации необходимой информации, 3.4. структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, 3.5. презентации результатов. Сформированность навыков проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов и предметных областей. 6.2. Общие критерии оценки проектной работы Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 6.3.Составляющие оценки индивидуального проекта: Продукт (материализованный результат проектной деятельности) Процесс (работа по выполнению проекта) Оформление проекта Защита проекта 6.4.Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: - Выбор темы. При выборе темы учитывается: Актуальность и важность темы; Научно-теоретическое и практическое значение; Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. - Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. - Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; - Планирование, определение последовательности и сроков работ; - Проведение исследования; Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. - Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. - Представление результатов в соответствующем использованию виде; - Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность; - Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. 6.5.Критерии оценки защиты проекта № Критерии 1 Качество доклада 2 Качество ответов на вопросы 3 Использование демонстрационного материала 4 Оформление демонстрационного материала Оценка (в баллах) - доклад зачитывается доклад пересказывается, но не объяснена суть работы доклад пересказывается, - суть работы объяснена кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом доклад производит очень хорошее впечатление - нет четкости ответов на большинство вопросов - ответы на большинство вопросов - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано - представленный демонстрационный материал не используется в докладе представленный - демонстрационный материал используется в докладе - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии к демонстрационному материалу - нет претензий 6.6. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев (Приложение 4). 6.7. Поощрительная оценка индивидуального проекта. По итогам защиты индивидуальных проектов по окончанию 10-го класса, комиссией лучшие работы, выполненные на «5» (отлично), рекомендуется представить на научно-практической конференции. Учащимся, успешно выступившим с представлением своего индивидуального проекта десятиклассникам на данной конференции, защита проекта за курс 11 класса засчитывается «автоматом», при условии сдачи доработанного проекта по итогам 11-го класса. Учитывая особые/выдающиеся результаты работы над индивидуальным проектом, за курс 11 класса за учебный предмет «Индивидуальный проект» выставляется отметка «5» (отлично). 7. Права и ответственность сторон 7.1. Руководитель индивидуального проекта должен: Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту; Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту; Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов работы (исследования); Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта. Обучающийся должен: Выбрать тему индивидуального проекта; Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту; Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям индивидуального проекта: Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта). руководителя Обучающийся имеет право: На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта; Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы. Координатор проектной деятельности должен: давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса; проводить разъяснительные лектории с обучающимися по подготовке и работе над проектом (при необходимости); обеспечивать учащихся и руководителей проектов методическими материалами; иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов; организовать консультации и оказание методической помощи руководителям проектов в ходе выполнения работ; организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов, составить график защиты проектов; обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации индивидуальных проектных планов; своевременно размещать и обновлять информацию по проектной деятельности на стенде; вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной деятельности. Координатор проектной деятельности имеет право: контролировать организацию условий, необходимых для проектной деятельности обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспечения и т.д.); осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов проектов; осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления проектов проектной документации; всех проектных материалов для их сдачи; при необходимости - организовать независимую экспертную оценку содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом. Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа Проектная работа «Тема» по (название предмета) Выполнил ученик 10 класса ФИО Руководитель ФИО - год – Приложение 2 Примерный образец оглавления и структуры проектной работы ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………(стр) ГЛАВА 1. Наименование ……………………………………………… 1.1. Наименование ……………………………………………………… 1.2. Наименование …………………………………………………….. ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………………… 2.1. Наименование ……………………………………………………… 2.2. Наименование ……………………………………………………… 2.3. Наименование ……………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………… Содержательное описание каждого критерия Критерий Содержание критерия Способность поставить проблему и выбрать способы её решения, найти и обработать информацию, формулировать выводы и/или обоснование и реализацию/апробацию Самостоятельное приобретение знаний принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, и решение проблем макета, объекта, творческого решения и т. п. Знание предмета Регулятивные действия Коммуникация Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с способности самостоятельно ставить опорой на помощь руководителя проблему и находить пути её решения; ставить проблему и находить пути продемонстрировано свободное владение её решения; продемонстрирована логическими операциями, навыками способность приобретать новые критического мышления, умение знания и/или осваивать новые самостоятельно мыслить; способы действий, достигать продемонстрирована способность на этой более глубокого понимания основе приобретать новые знания и/или изученного осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное владение содержания выполненной работы. предметом проектной деятельности. Ошибки В работе и в ответах на вопросы отсутствуют по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и определения темы и планирования последовательно реализована, своевременно работы. Работа доведена до конца пройдены все необходимые этапы и представлена комиссии; обсуждения и представления. Контроль и некоторые этапы выполнялись под коррекция осуществлялись самостоятельно контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена. оформления проектной работы и Текст/сообщение хорошо структурированы. пояснительной записки, а также Все мысли выражены ясно, логично, подготовки простой презентации. последовательно, аргументировано. Автор отвечает на вопросы Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы